Вопрос 7.
Назовите основные нормативно-правовые документы, защищающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не ответили на вопрос 239 человек (25,6%).
Предполагалось, что респонденты назовут основные документы, создающие правовую основу системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, Семейный кодекс РФ (1995), включающий раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ-159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ-124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законодательные акты, принятые в Пермском крае в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве основных документов, защищающих права детей, в частности, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названы:
- Конституция РФ – 126 чел. (18,2%);
- Конвенция ООН о правах ребенка – 282 чел. (40,8%);
- Семейный кодекс РФ – 258 (37,3%);
- ФЗ-159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- 165 (23,8%)
- ФЗ-48 от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве»- 130 (18,8%),
Незначительное число респондентов назвали Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 г. № 40-п «О мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».
В ответах допускаются неточности, искажения, подмена понятий («конвекция», «Закон о детях», «Декларация ООН по защите прав детей», «Указ по выплатам пособий детям-сиротам» и т.д.), что свидетельствует о низкой правовой культуре и правой информированности замещающих родителей в сфере защиты прав детей.
Вопрос 8.
Назовите основные нормативно-правовые документы, защищающие права замещающих родителей.
На данный вопрос не ответили 304 человека, участвующие в опросе (32,6%). В ответах встречалось: «Не знаю», «Документов много, прав - нет», «Мы не защищены».
Основными нормативно-правовыми документами, защищающими права замещающих родителей, 66 человек назвали соглашения и договоры на сопровождение между замещающими родителями, органом опеки и попечительства и ЦПМСС (центр психолого-медико-социального сопровождения).
- Конституция РФ - 72 чел.;
- Семейный кодекс РФ – 215 чел. (23%);
- ФЗ -48 от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве» - 148 чел. (15,9%);
- Закон Пермской области от 05.06.1997 г. «О приемной семье» - 128 (13,7%) .
У подавляющего большинства нет элементарных знаний своих прав, не сформировано правозащитное мировоззрение, что не позволяет в полной мере осознавать важность соблюдения прав доверенного государством ребенка.
Общее представление замещающих родителей о правах ребенка и правах детей - сирот
На выявление общих представлений о правах ребенка, особых правах детей-сирот и отношение к ценности прав направлены вопросы с 9 по 14, ответы респондентов классифицировались по близкой смысловой нагрузке.
Вопрос № 9
«Что такое права детей?»
Ответы респондентов были самыми разными, наиболее распространенный ответ: «Права ребенка – это Защита ребенка» (275 высказываний), сюда не включались ответы «право на особую защиту». Следующим по частоте оказалось указание на какие-либо права (право на высказывание собственной мысли, свобода выражать мнение, право жить, набор норм, правил и т.д.), 254 высказывания. Часто встречаются высказывания указывающие, что права ребенка связаны с разрешением или обязанностями: «разрешение на что либо», «то, что влечет за собой какие-то обязанности», «противоположность обязанностям», 63 высказывания.
Всего 10 респондентов указали на то, что права ребенка защищают достоинство ребенка («все люди в своем достоинстве равны», «у каждого есть достоинство»). Большинство же респондентов (472) вообще не дают никакого ответа.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что большинство респондентов не понимают, что такое права ребенка или показывают понимание прав ребенка в русле позитивного нормативного, а не естественного права. Некоторые напрямую указывают на какие-либо законы, закрепляющие права детей (Конвенция ООН, Конституция РФ, просто законы и т.д.)
Вопрос № 10 показывает, какие права ребенка наиболее известны замещающим родителям.
Ответ на это вопрос представлен в таблице:
право на жизнь, здоровое развитие, жить и воспитываться в семье |
583 |
право на имя и фамилию |
312 |
на общение с родителями и др. родственниками |
450 |
право на бесплатное получение образования |
876 |
Право на медицинское обслуживание (здоровье, ходить в больницу и т.д.) |
734 |
на защиту чести и достоинства |
212 |
право на квартиру, собственность |
420 |
право на защиту от насилия |
113 |
право на труд (найти работу) |
400 |
на жизнь |
97 |
право частную жизнь |
46 |
Выражение мнения |
|
др. |
20 |
Данные позволяют сказать, что в целом замещающими родителями чаще указываются социально экономические права. Бесспорным лидером стало право на образование. Именно равный доступ к образованию рассматривается родителями как важнейшее право ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Не так часто указываются основополагающие личные права (право на имя, право на воспитание в семье), которые связаны с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и могут быть нарушены, прежде всего, государством. Однако ключевые права, наиболее часто нарушаемые, в которых нарушителями выступают сами замещающие родители, указываются реже (право на частную жизнь, свобода от насилия и т.д.).
Вопрос 11 раскрывает понимание разницы прав и обязанностей детей и взрослых.
Необходимо было отнестись к высказываниям:
«Детей надо обучать обязанностям, а не правам», «у взрослых должно быть больше обязанностей, чем у детей». Ответы распределились следующим образом
|
Полностью согласен |
Согласен частично |
Не согласен |
Детей надо обучать обязанностям, а не правам |
229 |
478 |
213 |
У взрослых должно быть больше обязанностей, чем у детей |
572 |
228 |
112 |
Исходя из ответов, можно сказать, что родители не понимают, что права детей предполагают их право и обязанность реализовать эти права. При этом самыми популярными объяснениями стали:
|
Также есть такие высказывания: «Права порождают обязанности», если «забываются обязанности, появляется распущенность», «многие знают о своих правах, а об обязанностях, как правило, забывают».
Вопрос 12.
Считаете ли вы, что соблюдаются следующие права приемных и опекаемых детей?
|
да |
частично |
Нет |
право ребенка на жизнь и здоровое развитие |
781 |
104 |
45 |
право ребенка жить и воспитываться в семье |
834 |
85 |
11 |
право на неприкосновенность частной жизни |
637 |
250 |
43 |
право ребенка свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его |
676 |
225 |
29 |
право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны законных представителей, школы, других организаций |
702 |
155 |
73 |
право ребенка на доступ к современным и качественным услугам системы здравоохранения: |
664 |
171 |
95 |
право ребенка на образование |
654 |
135 |
141 |
Исходя из этого, мы видим, что самыми нарушаемыми являются права на неприкосновенность частной жизни, нарушения осознаются замещающими родителями чаще по отношению к группе социально-экономических прав. Взрослые считают, что ограничения некоторых личных прав вполне оправданы.
Вопрос 13.
Считаете ли Вы, что у детей-сирот должны быть особые права?
Ответы распределились следующим образом:
Согласны с тем, что у детей сирот должны быть особые права, 687 ответов.
Ответ «нет» дали 243 респондента. Большинство респондентов не аргументируют свою точку зрения. Из приведенных аргументов самым распространенным является: «эти дети уже остались без родителей», 243 респондента. Есть аргументы близкие по смыслу к тому, что «все дети равны» (34 респондента). Большинство свой ответ аргументировать не могут. Исходя из этого, можно сказать, что особое правовое положение ребенка, оставшегося без попечения родителей, до конца не осознается, несмотря на то, что родители понимают особый статус этих детей.
Вопрос 14.
Считаете ли вы что права детей-сирот ущемляются?
Да |
Нет |
627 респондентов |
206 респондентов |
Однако на конкретные нарушения прав указывается лишь в 8% анкет. В анкетах указывается на нарушение социально-экономических прав: пенсия не выдается на руки, нет жилья после 18 лет, нет бесплатных путевок в лагерь.
Права детей и проблемы насилия в замещающей семье
В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики. Препятствием для решения проблем домашнего насилия является ее слабая идентифицированость населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия. Понятие насилия подчас не отождествляется с некоторыми привычными для российского менталитета формами существования семьи, что лучше всего подтверждается пословицами и поговорками, сохранившимися до наших дней: «бьет, значит, любит», «милые бранятся – только тешатся». В настоящее время общество не связывает домашнее насилие с нарушением прав человека, а без этого контекста к проблеме подойти очень трудно.
Право на свободу от насилия – это одно из основополагающих прав человека. Проблема реализации этого права в условиях современной социальной и экономической ситуации в России чрезвычайно актуальна. Сложные процессы отрицательно отразились на семейно-бытовой сфере. На сегодняшний день официальной статистики по вопросам насилия в семье, в том числе, замещающей семье, не существует, что не дает возможности объективно говорить о масштабности данного явления. Существует лишь статистика по выявлению фактов уже совершившихся случаев насилия в замещающих семьях, официально зарегистрированных правоохранительными органами. Целью данного блока мониторинга является изучение уровня правового сознания и правовой информированности замещающих родителей, их отношения к проблеме насилия в целом и к правам приемных детей в семье и школе, проблеме насилия в семье, в частности.
При проведении исследования респондентам было предложено определить, что такое насилие в семейно-бытовой сфере. Об актуализации в социальном сознании данного явления свидетельствует тот факт, что при ответе на полузакрытый вопрос (37) только четверо опрошенных внесли собственные суждения о насилии, дополнительно к предложенным вариантам. Это является низким показателем, потому что известно, что определение своего варианта ответов является всегда более сложным для респондентов, и требуют дополнительных усилий. 14 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос и выбрать ответ из 4-х предложенных вариантов.
Вопрос 37.
Как вы считаете, что такое насилие в семейно-бытовой сфере?
|
Опекуны |
Приемные родители |
Усыновители |
Итого |
Форма унижения |
303 |
307
|
18 |
628 |
Метод наказания |
123 |
131 |
6 |
260 |
Обычное явление |
13 |
3 |
1 |
17 |
Метод воспитания |
38 |
38 |
3 |
79 |
Затрудняюсь ответить |
59 |
68 |
5 |
132 |
Свой вариант ответа |
3 - низкий уровень развития взрослых. Противоправные действия. |
2 -безграмотность и неправильное воспитание. Насилие недопустимо. |
- |
5 |
Нет ответа |
11 |
26 |
- |
37 |
Мнения респондентов при определении насилия разделились, что в принципе отражает понимание насилия в обществе. Более половины опрошенных – 67 % респондентов думают, что это унижение личности, 27 %. - метод наказания, 8 % считают, что это метод воспитания. В открытых ответах замещающие родители заявили, что насилие в семье – это противоправные действия, результат низкого уровня развития самих взрослых, безграмотное и неправильное воспитание детей.
При изучении насилия в семье респондентам было предложено через открытый вопрос обозначить наиболее распространенные формы его проявления (вопрос 36). Полученные ответа можно объединить по группам: наиболее часто упоминается проявление насилия через физическое воздействие, 47,8 % замещающих родителей. Наиболее распространенными формами являются избиение, драка, принуждение к чему-либо, 31, 6 %.
Вторая группа – это проблема унижения человеческого достоинства. Формы проявления: оскорбление, унижение, издевательство, небрежное отношение к ребенку (29,8%). В связи с этим следует положительно отметить, что 9 % отметили, что насилие влечет за собой ущемление прав ребенка, нарушает неприкосновенность личности, подавляет личность.
Анализ статистических данных показывает, что респонденты недостаточно обозначают проблему вербального и психологического насилия, % ответов по этим позициям достаточно низок (вербальное – 0, 1 %; психологическое насилие – 0, 5 %).
Часть опрошенных указали на такие формы насилия, как причинение вреда жизни и здоровью, сексуальное насилие, надругательство, употребление алкоголя (насилие – это, когда «заставляют пить водку и курить»), «когда делают изгоем, заставляют что-то делать против воли ребенка». Только 5 чел. заявили, что с такой проблемой они никогда не сталкивались. Показательно, что 17,3 % респондентов затруднилось ответить на вопрос и дать определение «насилия над ребенком».